пятница, 23 октября 2020 г.

Буллет-журнал. Мой личный опыт в несколько сумбурном изложении

В июне прошлого года я завела буллет-журнал. Забегаю вперед, скажу. Это было очень важное и очень крутое решение.

Не помню, откуда я о нем узнала. Может, кто-то здесь в блогах писал. Или это был Пинтерест. Или Инстаграм. Но я очень вдохновилась красивыми картинками, рисунками, шрифтами, дудлами и блокнотиками в точку. И очень быстро слепила свой из подручного материала. 

Не буду здесь повторяться и рассказывать, что это за система. Во-первых, в сети и без того много статей о ней, во-вторых, есть целая книга о методе. Но кое-что процитирую и рекомендую перейти по ссылкам и посмотреть видео:

Система «буллет-джорналинг» - от английского «bullet», означающего не только «пуля», но и «пункт». Она призвана упорядочивать цели, планы и ежедневные задачи, а также удобно и быстро записывать важную информацию. Придумал буллет-джорналинг нью-йоркский дизайнер Райдер Кэрролл: ещё со школы ему было тяжело подолгу концентрироваться на одной теме и он хотел найти способ быстро фиксировать мысли, которые приходят ему в голову, чтобы потом вернуться к ним в любой момент.

Так появилась целая система, соединяющая в себе ежедневник, список целей и блокнот для мыслей и идей. В 2013 году Кэрролл выпустил видео, где рассказал о новом способе, а в 2015-м — улучшенную версию ролика, которая набрала почти четыре миллиона просмотров; из него можно узнать базовые принципы, на которых строится такое ведение ежедневника.

Для меня эта система стала спасением и счастьем - действительно, можно все писать в одном месте. Не надо заводить блокнот для рукодельных проектов, писать список покупок на листочке, а планы на неделю - в отдельный планер. 

Что есть в моем буджо:
1. Список целей
2. Список "100 желаний"
3. Книги на год
4. Фильмы и сериалы, которые хочу посмотреть
5. Рукодельные запасы и текущие проекты
6. Журнал благодарностей
7. Журнал достижений за день
8. Трекер настроения
9. Трекер привычек
10. Ежедневник на месяц и многое другое.

Все эти вещи мне важно отслеживать. И вся прелесть системы - в ее уникальной гибкости. Сначала я пыталась повторять то, что видела в интернете, пока не нашла свой "каркас". Сейчас я пытаюсь найти нужный формат записей и оптимальный формат блокнота. Несмотря на то, что я не стала гением планирования, кое-чем похвастать могу:

- Стала осознаннее и последовательнее. Ведение буджо помогает не сбиться с пути и помнить больше.
- Лучше понимаю себя и свои устремления. Вижу, на что уходит мое время.
- Понимаю теперь, почему не работают мои цели на год. 
- Осознала, что рутины не существует, а все дни разные, и важно это замечать. Даже в самом непритязательном дне есть волшебные моменты.
- Многие мои желания стали воплощаться. Не по волшебству, а потому что я стала регулярно обращаться к спискам и концентрироваться на хочушках.
- Поняла, как важно правильно расставлять приоритеты. Пыль можно вытирать бесконечно. Жизнь от этого не становится кардинально лучше. Лучше полежать с книжкой, чем помыть пол в пятый раз за неделю.
- Ведение журнала достижений помогает мне преодолевать свою инертность, лень и печаль.
- А трекер настроения помогает мне замечать свои спады и подъемы. И самостоятельно тащить себя за косичку из болота в особо сложные периоды 
- Буджо помог понять, какой жизни для себя я хочу. Сейчас разгребаю потихоньку свой дом на предмет нелюбимых вещей, и несмотря на периодические провалы, ползу в выбранном направлении.

Конечно, такой список мало кого впечатлит. Может, вы и так все это умеете. Но. Буджо наверняка поможет вам в чем-то другом. В этом его прелесть - он каждому дает то, что нужно. Ни больше, ни меньше.

Расскажу еще о своих ошибках в ведении такого ежедневника:

1. Чрезмерное увлечение внешней стороной. Да, в соцсетях огромное количество красивых страничек, но так люди выражают себя и тратят на оформление много времени. Я никогда не рисовала, хотя стала учиться дудлам и постаралась максимально раскрепостить себя на страницах BJ. Было сложно. В конце концов недовольство своими каляками-маляками меня одолело, и мне стало трудно пользоваться системой. А вот не надо так. Есть очень красивые минималистичные способы ведения буджо. И вообще до сути системы из-за этих красивостей я дошла не так уж давно.

2. Накупила канцелярии. У меня есть вредная привычка. Начиная что-то новое, я стараюсь вооружиться до зубов вместо того, чтобы обойтись минимальным набором и пожалеть свой кошелек. Конечно, я захотела особые капиллярные ручки, маркеры нежных цветов и т.д. Хорошо, ручек для леттеринга не накупила, и то спасибо.

3. Завела толстый блокнот. Мой первый буджо был очень тяжелым. Второй тоже. Я вклеивала картинки и открытки - опять же, гналась за визуалом - и блокноты распухали. Носить их с собой было неудобно, особенно, если брала с собой небольшой рюкзак. В итоге, часто оставляла блокнот дома, а это как раз тот предмет, который должен быть с собой всегда, как кошелек, телефон и ключи.

4. Забывала его заполнять - это случается, и я с этим борюсь. Поэтому важно, чтобы блокнот был удобным. Сейчас в одной сети магазинов моего города (это сток американских товаров) мне часто встречаются блокноты в точку разного формата. Я покупаю их, чтобы понять, какой для меня подходящий. Нашла маленькие блокноты GoArchitect, примерно как формат А6. Они феерично приятные - с прорезиненной обложкой, нумерованными страницами и оглавлением. Я купила несколько штук. Так что сейчас у меня два буджо, один маленький - ношу с собой, второй - тяжеловесный, лежит дома, но я хочу закончить его тоже до конца года, там я многое отмечаю. На украинской Розетке купила блокноты в точку Axent. Это немецкая фирма, блокноты классные, бумага достаточно плотная, но она не каждый маркер выдержит. Такой заведу с Нового года.

Это очень простая штука. Нужен блокнот и ручка. Ничего больше. Да, еще время, чтобы понять, как вам нужно его вести, чтобы охватить СВОЕ важное. И это, пожалуй, самое лучшее, что может сделать ежедневник - в попытках вести блокнот удобно, вы начинаете обращать внимание на то, что для вас удобно вообще. Вы начинаете обращать внимание на себя. А это то, с чего начинаются перемены.

ЗЫ: я специально не добавила ни одной картинки в текст. Мои буджо худценностью не обладают, а то, что обладает, можно найти в сети. Но лучше не искать, это только сбивает с толку.

6 комментариев:

  1. По описанию очень походят на журналы Флай-Леди :) А из блокнотов я обожаю желтый нежный фон и клетку :))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Много читала про эту систему, и даже кое-что применяю, но не целиком)

      Удалить
  2. Очень интересно. Я уже много раз спотыкалась именно на красоте. Насмотрюсь, как люди легко (казалось бы) раскрашивают, пишут разноцветно, вклеивают что-то...Пытаюсь повторить - фигня получается. На этом все и заканчивается.
    У меня 2 ежедневника, оба молескины. Один для повседневной жизни и дел, который с разворотом на неделю. Второй (гаррипоттеровский, в линейку), А5 - для рукоделия, блога и пр. Как-то устоялись эти 2 варианта.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У меня тоже как-то не получается креативить и создавать что-то в духе арт-бука и ежедневника. Так что я за удобство и лаконичность. Молескины - это мечта :)

      Удалить
  3. Идея и меня когда-то вдохновила, но мне не хватает последовательности. Так что простой многолетний блокнот для всего на свете - это мне ближе

    ОтветитьУдалить