среда, 8 декабря 2021 г.

Книжный 2021

Сюзанна Кларк. Пиранези

Прекрасно все же, что Сюзанна Кларк не повторила самое себя, став эдаким литературным уроборосом, как это нередко случается даже с очень хорошими авторами. Не то что бы я думаю, будто "Джонатан Стрендж и мистер Норрелл" не заслужили продолжения, но тогда у меня не было бы шанса побродить с Пиранези по залам Дома и полюбоваться статуями, вороша в памяти воспоминания о других таинственных пространствах. Книга напичкана отсылками, но что особенно радует, это всё книги, которые я уже читала, и потому растяжки Кларк звенят для меня трепетными постмодернистскими колокольчиками. Сам же Пиранези триедин, но в центральной своей ипостаси он настолько чист и прекрасен, что его наивность и доброта не вызывают желания иронизировать. Напротив - его цельность кажется тем, к чему стоит стремиться. Он благодарное дитя Дома, который носит кувшинки своим мертвецам и никому не желает зла. 

Стивен Чбоски. Хорошо быть тихоней

Спустя 8 лет после выхода фильма, когда на Лайвлибе умолкло жужжание восторженных рецензий, я наконец-то прочитала эту книгу. И то благодаря Охоте на Снаркомонов - выпал мой нелюбимый жанр Young Adult и пришлось начать изыскания, чтоб такого прочесть и не умереть над страницами от скуки. Начала "Всем парням, которых я любила". И когда моя челюсть вывихнулась от зевания, бросила на середине - ну невозможный примитив, хотя и с неплохим началом. А вот "Тихоня", даром, что написан довольно простым языком, вызывает совсем другие эмоции - это жизнь подростка, где секс, наркотики и рок-н-ролл соседствуют с попытками понять себя, людей, мир. Кому-то кажется, что в книге намешано слишком много тем, а я хочу спросить - что, в жизни все строго по полочкам разложено? Чарли мне очень импонирует, он прямой, честный и при этом ранимый. И вся его беззащитность и нежность разлиты на этих страницах, и ком собирается в горле, и очень хочется быть лучше, любить жизнь и тех, кто рядом. 

Виктор Пелевин. Чапаев и Пустота

Этот роман настолько хорош, что хочется его обнять и плакать, а потом снова перечитать и забыть прочие пелевинские снаффы, айфаки и иже с ними, ибо они только тени во мгле. Тут Пелевин не просто плюется в окружающую действительность, чтобы стереть обманывающий нас грим с ее гнусной рожи, он, прошу прощения, ЛИРИЧЕН (не спрашивайте меня, где я это рассмотрела). Из русской классики, буддизма и гомерически-горьких смешков над российскими реалиями, Пелевин сплел эдакий бич Божий и всех им отхлестал - чтоб не думали, будто что-то знают об этом странном мире. 

Илья Ильф и Евгений Петров. Двенадцать стульев

Конечно же, я читала это потрясающее произведение раньше, но так давно, что помнила только основные моменты сюжета. Переслушала в исполнении Заборовского и осталась в восторге и от книги, и от начитки. Какая галерея персонажей, какой восхитительный трикстер Остап! Разобранная народом на цитаты книга - как не порадоваться тому, что русский мой родной язык. Мне кажется, перевести это достойным образом нереально, да и саму ментальность, которая читается между строк, никак словами не передать. На волне я переслушала еще один юмористический шедевр в исполнении Заборовского - "Трое в лодке, не считая собаки".

Кейт Элизабет Расселл. Моя темная Ванесса

Я из тех осторожных читателей, которые за версту обходят новинки, пока отзывы не наберут критическую массу. На этот роман я наткнулась случайно, аннотацию прочитала и решила, что новую вариацию "Лолиты" мне не надо. Но потом один мной уважаемый френд на ЛЛ накатал рецензию, и я скачала книгу. И прочитала. За день. Страшная и болезненно актуальная вещь - особенно на фоне движения #metoo, хотя роман не пытается оседлать "волну", нет. В прошлом году в кругу друзей мы яростно обсуждали историю с игроком ЧГК, и меня удивила позиция моей подруги и многих комментаторов в Сети, которые клеймили девушку. Меня поразили  вопросы в духе: а почему молчала тогда, неужели хочет хайпа и весь прочий отвратительный виктимблейминг разного толка, от сомнений до откровенных оскорблений. Так вот, "Ванесса" очень многое проясняет, дает посмотреть на ситуацию изнутри - хотя кому бы этого захотелось, смотреть изнутри - и дает шанс понять, насколько все непросто. Расщепленное сознание Ванессы 17 лет мечется между осознанием насилия и верой в особое отношение своего палача, хотя все говорит о том, что не было там любви, нет. Только хитрое, изощренное кукловодство. Я считаю, что это важная книга, хорошо осмысляющая сложный опыт, как, например, "We Need to Talk About Kevin".

Ну и теперь нехудожка:

Кэролайн Перес. Невидимые женщины: Почему мы живем в мире, удобном только для мужчин. Неравноправие, основанное на данных

Если вы не замечаете дискриминации, это не значит, что ее нет. После прочтения Перес я поняла, насколько во мне сильны профеминистические настроения. Из всех приведенных ею примеров только размеры мобильников показались мне притянутыми за уши - типа того, что неудобны для среднестатистической женской руки. Но остальное... стоит того, чтобы с этим ознакомиться и понять, насколько сложна жизнь женщины в патриархальном мире. Феминизм - это не борьба женщин против мужчин, это борьба против системы, в которой женщина обесценена и рассматривается как объект, а не субъект. Я ожидала некого манифеста от этой книги, но все очень четко, логично и обоснованно.

Константин Михайлов. Маленький плохой заяц, или Взаимосвязь религии и окружающей среды

Все в названии, собственно. Очень интересно объясняет, как экология и условия жизни влияли на религиозные представления. Коротко, емко и прекрасно.

Дэнни Грэгори. Творческие права. Как открыть в себе художника и научиться видеть

Прочитала в электронке и купила в бумаге. Ну потому что хорошо и по содержанию, и по оформлению. Если вам не заходит или уже надоела Джулия Кэмерон и ее "Путь художника", то попробуйте эту. Очень вдохновляет на жизнь и творчество.

Людмила Петрановская. #Selfmama. Лайфхаки для работающей мамы

Не то чтобы я сильно нуждалась в неких хитростях для выживания, нет. К Петрановской идешь скорее за дозой адекватности и поддержки. Боже, она наверняка великолепна как человек, если даже через написанный ею текст получаешь столько тепла. Всем уставшим мамам рекомендую.

Комментариев нет:

Отправить комментарий