понедельник, 23 ноября 2020 г.

Книжный 2020

Со мною вот что происходит - я потеряла вкус к чтению. Во-первых, мне стоит огромных, невероятных усилий выбрать книгу - хотя на читалке их несколько десятков: и художка, и нон-фикшн, и селфмэйд-литература. 

Что бы я ни начала, мне кажется, что это пустая трата времени. К чему все эти персонажи? Зачем мне эти чужие выдуманные жизни? Так думаю я и начинаю ощущать такую горечь и скуку, что если автор не затянул меня на первых страницах в сети языка или сюжета, я вываливаюсь из книги, на ходу надевая пальто, чертыхаясь и не попадая в рукав. 

С науч-попом не лучше. Зачем тебе эта информация, Лиля? Для общего развития? Может, лучше уже в частном как-то развиться, а? 

Мотивационная литература, которая призывает быть "лучшей версией себя", просто не открывается мною, чтоб не скрипел на зубах этот "песок" - выше, быстрее, сильнее, тайм-менеджмент, личная эффективность, сила воли, привычки... Тут должен быть смайл, напоминающий "Крик" Мунка.

Поэтому в 2020-ом у меня мизерный, просто очень маленький улов. Давайте покажу своих рыбок. 

Лоуренс Рис. Освенцим. Нацисты и "окончательное решение еврейского вопроса"

Не для слабонервных. 

Утром перед отъездом мы одели детей получше, насколько это было возможно, – говорит Одетта Далтрофф-Батикль. – Большинство из них не в силах были нести даже свои маленькие чемоданчики. Их вещи перепутались, мы уже и не знали, где чьи.

Я бросила на этом моменте и не возвращалась к книге несколько недель. При этом надо признать, что написана она хорошим, простым слогом, без перегибов и по сути. Я впервые узнала, что есть люди, отрицающие Холокост - для меня это невероятно дико и странно. Зачем я читаю такие книги? Не знаю, почему-то тема Второй мировой меня стала очень волновать и цеплять. Мне кажется, важно помнить о человеческих страданиях, о миллионах загубленных жизней, чтобы сохранять в себе гуманность.

Серия комиксов про Хильду

А давайте о прекрасном. В этом году я впервые прочитала комиксы. И даже купила два! Один из серии про Хильду (надеялась, что детям зайдет, но пока не доросли), второй - сборник рисунков Тома Голда. "Хильда" изумительна. Очень теплые картинки, хорошие истории с сюжетом и смыслом, разнообразие тем. Первая часть довольно проходная, точнее, входная :) Дальше история набирает обороты, и я в очередной раз убедилась, как важно не лепить ярлыки. Ну, что комиксы - тупое чтиво для тупых подростков.

Эмиль Золя. Западня

Французский Достоевский на низких оборотах. Очень низких. Хотя на обложке книги была картина "Цветочница", главная героиня романа Жервеза - прачка. Кстати, сцена женской драки в прачечной - одна из самых запоминающихся, и это о многом говорит. Золя вообще прекрасно описывает повседневную работу давно ушедших профессий - кузнеца, цветочницы, кровельщика, тех же прачек в прачечной, которую открывает Жервеза Купо. Все это очень ярко, реалистично и даже исторически интересно. Остальное в романе - чистый мрак. Злые, завистливые люди, недобрые, алчные, похотливые. Немногие светлые души - непременно страдающие и умирающие, так гибнет тонкий нежный росток под грубым башмаком. Никаких высоких устремлений, никакого полета духа. Однако желание Жервезы не быть битой и умереть в своей постели имеет право быть. Вопрос в другом - почему у нее не получилось? Где была западня?

Сара Уотерс. Маленький незнакомец

Очень грустная история с социальным и психологическим подтекстом, написанная удивительно легким языком - ее необычно просто визуализировать и представить свет, проникающий сквозь ставни, стук собачьих когтей, звон фарфоровой чашки, вытертую обивку... А еще я люблю прием ненадежного рассказчика, и тут он реализован во всей своей красе. Вполне понятно, почему у книги не слишком высокая оценка на LL. Думаю, дело в завышенных ожиданиях, желании найти под обложкой какую-то удивительную мистическую историю, которая будет изящно объяснена в конце. И пусть прямым текстом нам ничего не сказано, ключ к истории подобрать легко, все на поверхности. Второй момент - нужен некий жизненный опыт, чтобы оценить и глубоко прочувствовать всю горечь увядания и прощания с чем-то, что уже не вернется никогда.

Карен Бликсен. Из Африки

Представьте себе - датчанка приехала в Африку, живет на ферме, растит кофе. Общается с местными. Пожила и уехала. Потом написала книгу воспоминаний. Я с трудом прониклась, но потом не могла оторваться от ее заметок. Пишет она очень хорошо и душевно (как это избито, но правдиво), но при этом без всякой сахарной ваты, единорогов и бабочек. 

Глубина. Новогоднее погружение

Прослушав "Двух капитанов", я взялась за этот сборник рассказов. Он попался мне в игре "Дайте две". И удивительно - раньше я не могла слушать книги, я не любила сборники рассказов, а теперь зашло! Очень разнородная, но интересная подборка - тут и Брэдбери, и Куприн, и Вудхауз... И мистика, и юмор, и грустная реальность. 

Оказывается, есть целая серия сборников "Глубина" - на разные темы: кошки, собаки, сны, детективы... Чтецы разные, что тоже приятно, потому что, как выяснилось, озвучка сильно влияет на мое восприятие. Буду продолжать слушать. 

Вот таким был 2020 в чтении, на декабрь я хочу устроить себе инфодетокс, исключить соцсети и книги, сериалы и даже музыку. Больше прогулок, больше сна, больше тишины) Хотя если мои планы полетят к черту и я все же буду читать, то, может, этот пост пополнится.

4 комментария:

  1. Лиля, скажу честно: меня давно не цепляет "художка", а все эти селф-мейды я и сама писать могу. Правда, я нашла выход: читаю либо труды древних философов и просветителей (и не очень древних, как тот же Монтень), сказки (но не современные, а разных этносов). Современное вообще стараюсь не читать, своеобразный детокс. Выискиваю труды по разным направлениям, включая историю, теологию, архитектуру. Мне это интересно. Там есть много, чего я не знаю. И это не "бытовуха", пардон. А если и оная, то очень-очень древняя и потому мало знакомая :))) Очень нравятся сравнительно-сопоставительные анализы разных культур, национальностей. Анализ формирования ценностей и систем мышления в связке с лингвистикой нации, развитием языка.
    Долго могу продолжать, из чего состоит моя библиотека :))) Кстати, Золя не люблю. Желчный он какой-то. Как и Лукиан, кстати.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Насчет Золя - не могу сразу оценить его, потому что прочитала только одну книгу. Я понимаю, о чем ты. У меня тоже есть целый пласт интересов - мифология, мировые религии, их возникновение и особенности, искусство, психология, история Второй мировой. Но сколько я ни пыталась уйти целиком в науч-поп, не получается у меня отказаться от художки полностью. А вот тут уже столкнулись два момента - кризис смысла (зачем я читаю) и острая нехватка времени. Если времени мало, то критерии отбора становятся настолько жесткими, что многие книги их не выдерживают, а у меня паника - не могу выбрать, что читать.

      Удалить
  2. Я у Золя только Дамское счастье читала, в детстве. Мне тогда понравилось ;-).
    У меня с чтением фигня началась еще в прошлом году. Я вообще не могла читать, в меня просто не "заходило". Сейчас получше, но все равно плохо. Я по инерции продолжаю покупать книги, но очень часто они остаются лежать не открытым. Даже новинки по собачьему поведению и дрессировке, что я раньше очень любила.
    А еще я падка (есть такое слово??) на красивые обложки и хорошие отзывы. Это меня очень часто подводит.
    Сэлф-хэлпы я тоже покупаю, но потом оказывается каждый раз, что это хорошо тем, кому 20, а для меня это примитив.
    В общем, последнее, что я купила - Кельтские мифы. Может, хоть это будет интересно.
    А еще у меня трагедия - 1 ноября умерла моя любимая Кира Измайлова. И хоть для меня Случай из практики остается ей же не превзойден, но все равно очень грустно, сколько еще книг могло бы быть.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Теперь я поняла, почему имя этой писательницы показалось мне знакомым, когда я встретила его в новостях... Я о ней у тебя в блоге читала. Жаль, очень молодая женщина...
      У меня тоже фигня с чтением началась давно - но "сыпалось" потихоньку, сейчас достигло апогея.
      Про обложки понимаю - я так запала на "Тринадцатую сказку", которая, кстати, оказалась очень неплоха для современной неоготики) С отзывами, да, сложно. Надо найти весомого инфлюенсера (правильно я сказала?)), чье мнение о книгах будет совпадать с твоим и уже на него опираться. Хотя у меня самой такого "критика" нет, я все больше методом тыка и личных впечатлений нахожу книги.

      Удалить