пятница, 17 ноября 2023 г.

Книжный 2023

У нас наконец-то похолодало, и эта небесная лазурь, и листья в лужах, и свежесть воздуха, и прозрачность пространства - все это вернуло меня в точку нормальности. Уже хочется уютиться, замедляться, подводить итоги и сочинять мечты, чтобы на их парусах нестись к своему важному. Поэтому составила список лучших книг года, тем более, что сейчас навалился традиционный осенний нечитун (к нему я уже отношусь философски). И чем не повод себя подбодрить и вспомнить хорошее прочитанное.

Начну с художки.

Гиллеспи и я. Джейн Харрис

Совет этот дали в Лампе. Эдакая темная лошадка, которую не стоит судить по безвкусной и совершенно неподходящей содержанию обложке. Это роман, который в один прекрасный момент оборачивается совершенно не тем, чем показался в начале. Это как перепутать змею и водопроводный шланг. Увлекательное, неглупое, неоднозначное чтение, на которое можно потратить пару вечеров. По части содержания и смысла не хочу ничего говорить - лучше подходить к книге вообще без ожиданий.

Вечеринка в Хэллоуин. Агата Кристи

Я уже довольно редко читаю тетушку Агату, но тут не удержалась, захотелось после кинопросмотра "Призраков в Венеции". От книги в фильме оставили только канву, ниточки взяли из "Немезиды" с мисс Марпл - это теперь официально самый скучный роман, который я читала у Кристи. Что касается "Вечеринки", я ее проглотила буквально за пару часов - как будто вернулась в свои 13 лет. Хороший, динамичный, нетривиальный детектив.

Это были цветочки, теперь пошли ягодки.

Пятая печать. Ференц Шанта

Короткая повесть (в первой половине которой вообще непонятно, что происходит, - ну сидят несколько мужчин в пивной, обсуждают свинину) постепенно становится почти притчей о том, что делает нас людьми, о выборах, которые мы совершаем. Есть фильм, хочу его посмотреть.

Моби Дик. Герман Мелвилл

И вот тяжелая артиллерия. Могу гордиться тем, что книга, кочевавшая из года в год, из списка в список, как планируемая на прочтение, наконец мною побеждена. Я не раз пыталась войти в это море, но волны швыряли меня на берег. Я читала с бумаги. Слушала. Читала на Киндл. Потом комбинировала все три варианта. Моя погоня за Моби Диком продолжалась месяцы, почти год она была в процессе. И вы спросите - ну и зачем? Чтобы поставить галочку? Вычеркнуть пунктик? Но суть в том, что книга у меня "пошла", когда она действительно стала мне нравится, и в этом сложном, тяжеловесном тексте я заметила мощь и особую грацию. "Моби Дик" как бриллиант, вы можете его поворачивать разными гранями, и каждой он будет сиять особо. Читайте его как притчу, как философский, производственный или религиозный роман, как справочник о китах - он охотно даст вам пищу для размышлений.

Теперь о мемуарах - это скучный жанр, думала я по молодости. Это просто бесценный жанр, думаю я сейчас. Приметы времени, эпохи, события, пропущенные через личный фильтр, жизнь сильных, интересных людей. Я однозначно буду читать больше мемуаров. В этом году слушала в аудиоформате Маска и душа. Федор Шаляпин и читала давно висевший в вишлисте Крутой маршрут. Евгения Гинзбург. Обе произвели сильнейшее впечатление.

Ну и в конце о нехудожке. Ее стало больше в моем списке прочитанного.

Дом в радость. Анна Семенова

Хорошая книга о порядке в доме и жизни, я пожалуй, даже еще раз ее прочитаю, потому что она помогла остановить жужжание в голове по поводу уборки и организации пространства, подкинула много хороших идей.

Краткая история искусств. Н. Дмитриева

Пожалуй, это лучшая книга моего личного читательского года. Тут я даю ссылку на однотомное издание. Я читала трехтомник - два в бумаге, третий нашла в пдф. Прекрасные очерки для первого соприкосновения с искусством. Я боялась, что в них будет много "правильного-советского", идеологического, но тут по минимуму - пара цитат из Ленина, чтоб в печать пропустили. В трактовке исторических моментов местами тоже чувствуется советская эпоха. Но все, что касается искусства, художников - все восхитительно, красиво и просто написано, не цветисто, но со вкусом и умом. После чтения я ощущала редкую душевную сытость, наполненность - это я в книгах особенно ценю.

Своя комната. Вирджиния Вулф

Легендарное эссе о женщинах и литературе. Его можно цитировать тем людям, которые рассказывают, что женщины ничего не сделали для искусства и науки. Или тем, кто говорит, что зря женщинам дали возможность получать образование. 

Ночная смена. Алексей Поляринов

Чукча Поляринов не писатель, Поляринов читатель. И очень хороший. Он умеет интересно рассказывать о том, что он читал и смотрел, во что играл - очень вдохновляет, подкупает, заражает. Приятное чувство разговора с эрудированным человеком. У меня на примете еще одна книга его рецензий.

А еще в этом году я много перечитывала: выбиралась из тоски с помощью любимых палочек-выручалочек "Ходячего замка" и "Мисс Черити", пыталась понять, чем меня в свое время заворожила "Школа для дураков", освежила в памяти книги Николая Васильевича Гоголя - шикарно, шикарно, надо больше, больше классики перечитать.

Может, декабрь меня тоже приятно удивит хорошими книгами, тогда этот пост дополню. Спасибо всем, кто дочитал до конца. Примите от меня виртуальные плюшки)

6 комментариев:

  1. Интересный список книг. Не читала ни одной. Слышала о некоторых. К классике возвращаюсь периодически и думаю, какое это бесценное сокровище для нас. "Ходячий замок люблю" и другие замки тоже. Их знаю, люблю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "Ходячий замок" перечитываю регулярно, это мой антидепрессант и книга для возвращения "в колею", остальные "Замки" читала по разу-два. Еще из подобного мне нравится "Школа в Кармартене", не читали?

      Удалить
  2. Очень люблю твои книжные обзоры. Моби Дика я еще не осилила, пока что не идет.)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Лиза! Рада тебя видеть! Давно не было постов от тебя. Как дела ваши?
      На Моби Дика надо очень хорошо настроиться. Прям очень. Это очень медленная книга)

      Удалить
  3. Интересно, а в Чужестранке Брианна по памяти начинает "читать в слух" Моби Дика.
    Я из этого читала только Агату Кристи, очень хороший роман.
    Обожаю мемуары и биографии.
    Хорошо, что в Блогмасе в этом году другое задание про книги, не про прочитанное, а то ты рано выложила. ;-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, господи, а я стеснялась спросить! Будет Блогмас или нет. А то мы, ленивые, каждый год надеемся на твою фантазию) Я каждый день сейчас проверяю - не появилось ли у тебя сообщение о новогоднем проекте)
      А какие интересные мемуары и биографии ты читала?

      Удалить